В выставке Shoes Star приняли участие несколько десятков компаний, которые предлагают оптовые поставки обуви от производителей из России, Китая, Германии, Италии, Турции, Бразилии и других стран. Именно эта обувь появится на прилавках магазинов Свердловской области в сезоне весна-лето 2014. Однако, угадать с закупкой модной в следующем сезоне обуви для успеха бизнеса мало. При продаже необходимо учитывать требования технических регламентов, исполнение которых проверяют надзорные органы. И больше всего проблем возникает с импортной обувью.
Ежегодно поставки обуви на рынок России возрастают на 19%. При этом подавляющую часть – 50% - производят в Китае и лишь 10% составляет обувь отечественных производителей. Но, в какой стране бы ни работал изготовитель, он и продавец обуви должны говорить на одном языке и таким Эсперанто является язык технических регламентов (они к исполнению обязательны) и ГОСТов (выполнять требования которых необязательно, но желательно).
Нередко продавцы обуви жалуются, что надзорные органы штрафуют их за неправильную маркировку обуви, в частности, за название той или иной пары. Между тем, как заявила доцент кафедры товароведения и экспертизы Уральского Государственного экономического университета Нина Личман, ГОСТ подразумевает всего четыре вида обуви (сапоги и сапожки, ботинки, полуботинки и туфли) и несколько их модификаций. А таких, «народных», названий как ботфорты, уги, ботильоны слиперы, лойферы и прочее, на ценниках быть не может.
Еще один камень преткновения – материал, из которого сделана обувь. ГОСТ различает кожу, искусственную кожу и синтетические материалы. При этом, несмотря на таможенные правила, так называемая пресскожа, кожей не является. Это искусственный материал, в перечень компонентов которого входит кожаная крошка, которую склеивают и прессуют по определенным технологиям.
Опять же, никаких разночтений в размерном ряду быть тоже не должно. Покупатель вовсе не обязан знать, что немецкий 4 ½ и российский 38 – это один и тот же размер. Поэтому, либо продавец должен пересчитать все на родной размер, либо повесить таблицу соответствия.
Кстати, это является необходимой информацией, которая должна быть предоставлена покупателю по «Закону о защите прав потребителей», чтобы проблем не возникало не только с надзорными органами, но и с потребителями, заявила в ходе «круглого стола» руководитель консультационного пункта Роспотребнадзора по защите прав потребителей Светлана Костромина. Как случилось в одном из дел, выигранных в суде, когда покупательнице в коробку новой обуви положили памятку по эксплуатации, но не указали, к какой модификации относится проданная ей пара.
Нужно отметить, что за последние несколько лет «обувных» дел в суде у Роспоребнадзора – единицы. С одной стороны, это говорит о высокой правовой грамотности продавцов, с другой, что практически все хозяйствующие субъекты предпочитают решать проблемы в досудебном порядке. Тем не менее, в 2012 году «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (Роспотребнадзор) проинспектировал 3000 пар обуви и 42% забраковал по тем или иным причинам (ненадлежащая маркировка, неполная информация, реализация без документов или по фальшивым документам, условия гарантии ущемляют права потребителей). Но это когда специалисты сами выходят в рейд. Из обращений по обуви, с которыми приходят в консультационные центры потребители, 50% составляют претензии к качеству и 25% - недовольство граждан отказом продавца удовлетворить законные требования.
Конечно, зарубежные производители не обязаны выполнять требования российских технических регламентов и ГОСТов, а вот оптовые продавцы те, которые представили обувь на выставке Shoes Star, должны максимально облегчить работу (провести так называемую предпродажную подготовку) своим клиентам – конечным продавцам, которым и приходится переводить импортные языки производства на российские ГОСТы.