В конце мая ФАС объявила о том, в России может быть разрешен параллельный импорт на некоторые группы товаров, в том числе и на продукцию для детей. Против этого решения выступает Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ).
Для справки:
Параллельный импорт — это ввоз брендированных товаров через каналы, не связанные напрямую с правообладателем и являющиеся альтернативными официальной дистрибуции.
По мнению представителей ассоциации, данная мера может привести к существенному увеличению количества контрафактного товара. При этом доля такой продукции на российском рынке и сейчас доходит до 40%. В сегменте игрушек с началом экономического кризиса количество подделок несколько сократилась, ведь везти их стало очень дорого. Но есть категории, где процент контрафакта зашкаливает из-за высокой себестоимости некоторых оригинальных продуктов. Для улучшения ситуации АИДТ предлагает не только исключить детскую продукцию из списка товаров, для которых будет разрешен параллельный импорт, но и провести целый комплекс корректирующих мер: в частности, выделить детей в отдельную категорию и внести изменения в закон «О защите прав потребителя» в вопросах введения в заблуждение. А также ввести выплату компенсации до 100 000 рублей в Гражданский кодекс. Мнение экспертов и представителей бизнеса о том, как повлияет легализация параллельного импорта на ситуацию — разнятся.
Алексей Медников, Председатель Совета, Росконтроль: Разрешение ввозить товары, минуя, официальных правообладателей, на первый взгляд, играет на руку и потребителям, и государству. Покупатели получат возможность приобретать товары немного дешевле, а бюджет пополнится за счет налогов, которые начнут платить продавцы контрафакта, ранее ввозившие продукцию нелегально. Однако, если заглянуть на шаг вперед, становится очевидным, что вместе с вполне качественной продукцией, которая изготавливается на тех же заводах, просто не для России, в страну хлынет поток дешевых подделок. Кем и из каких материалов будут сделаны эти игрушки? Насколько они соответствуют установленным Техническими регламентами обязательным требованиям безопасности? Ответить на этот вопрос не сможет никто, ведь главное заинтересованное в качестве товаров звено — производитель — в процедуре контроля больше не участвует, а государственные надзорные органы, как неоднократно замечалось, со своей задачей просто не справляются. Более того, настоящим лицензионным товарам станет крайне сложно конкурировать с дешевыми подделками, и они просто начнут исчезать с рынка. И в итоге, покупая игрушки детям, родители не смогут быть уверены в безопасности продукции.
Подделки часто изготавливают из дешевых некачественных ингредиентов, содержащих десятки различных вредных химических веществ
Опасения эксперта не беспочвенны. Подделки часто изготавливают из дешевых некачественных ингредиентов, содержащих десятки различных вредных химических веществ. Эти вещества могут из игрушки мигрировать в воздух и водную вытяжку (то есть, попадать в слюну ребенка, если он засунет игрушку в рот). Статистика говорит о множестве случаев отравления и интоксикации малышей, поигравших с ядовитой куклой или машинкой.
Причем если раньше родителям казалось, что покупая вещь известного производителя, они ничем не рискуют, то, если каналов завоза такого товара станет много, определить, кому из продавцов и изготовителей можно доверять, будет непросто.
Александра Шипетина, Генеральный директор "Группы Компаний «Оригами»", в легализации параллельного импорта на детские товары видит не только потенциальные проблемы, но и новые возможности: «Данная мера может повлиять на крупных дистрибуторов, ведь розничные сети смогут закупать брендированный товар напрямую у производителей. Потеряют обороты лицензионные отделы таких крупных компаний, как Маттел, Хасборо и Дисней. Их товара более чем достаточно на других рынках, и потеря контроля над импортом приведет к убыткам у российских производителей. Велика вероятность, что под параллельный импорт будет маскироваться откровенный контрафакт. При этом, любые изменения всегда несут с собой и новые возможности. Я вижу шансы на рост интереса к новым, «молодым» брендам. Нам, например, как российскому производителю, будет выгодно брать на эксклюзив то, что еще не произвели массово за рубежом, расширять линейку товара новых брендов и сокращать классических крупных, ведь конкуренция возрастет в разы.
Для справки:
"Группа компаний «Оригами»" — официальный дистрибьютор и разработчик игрушек, пазлов, настольных игр, наборов для творчества и детских журналов в России. С 2012 года входит в состав издательской группы "АСТ". Компания выпускает продукцию с лицензиями Союзмультфильм, Winx, Фиксики, Peppa Pig, Disney, Monster High, Barbie, ORB factory, Clementoni, LEGO и др.
Поэтому в случае принятия этих инициатив мы изменим стратегию формирования ассортиментного портфеля в сторону небольших, но «трендовых» лицензий и, особенно, российских брендов. Так что для российского производителя и отечественных брендов откроются новые перспективы. Те деньги, которые мы тратили на роялти крупнейшим иностранным компаниям, мы вложим в новые интересные разработки».
Остается подвести итоги. Введение параллельного импорта на детские товары существенно изменит ситуацию на рынке и, безусловно, повлияет на потребителей. С одной стороны, при выборе продукции придется быть еще внимательнее и придирчивее, ведь происхождение и качество даже товаров известных брендов сложнее будет установить. С другой стороны, появится вполне легальная возможность сэкономить на покупке некоторых вещей. Кроме того, есть вероятность, что российские производители смогут, наконец, предложить качественные и доступные альтернативы импортным товарам.