Сегодня на нашем сайте гость, Дубанина Ольга Леонидовна, мы обсуждаем основные тенденции развития системы профессионального образования для потребительского рынка Свердловской области:
«Вы можете не меняться, выживание не является Вашей обязанностью»
Эдвард Деминг
Эпиграфом к материалу по проблемам профессионального образования в сфере потребительского рынка я решила взять девиз Ассоциации «Товароведы-менеджеры Екатеринбурга», так как именно Ассоциация является главным консолидированным социальным партнером для образовательных организаций города и области по направлению «торговля».
Официальная стратегия модернизации образования, прописанная в «Законе об образовании в РФ», а по региону в Законе Свердловской области «О стратегии социально – экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» №151-ОЗ 21.12.2015г. называет актуальной составляющей профессионального образования направленность его на максимальное удовлетворение потребностей экономики в квалифицированных профессиональных кадрах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, востребованность профессионального образования в долгосрочной перспективе. Одним из важнейших направлений развития профессионального образования в сфере потребительского рынка является – обеспечение повышения качества рабочей силы, о чем неоднократно заявляли первые лица страны.
Среднее профессиональное образование Свердловской области и города Екатеринбурга движется в общем фарватере Российского образования, но имеет свою специфику, так как находится под непосредственным воздействием отраслевой среды, для которой и готовит кадры. Следует подчеркнуть, что целями социально-экономической политики Свердловской области до 2030 годы являются повышение качества жизни населения, представляющего Свердловскую область как привлекательную для жизни и развития человека территорию и повышение конкурентоспособности Свердловской области в глобальной экономике.
Прежде всего, тенденции развития образования в сфере потребительского рынка зависят от тенденций развития рынка труда в сфере потребительского рынка. Остановимся на основных:
- предприниматели в сфере потребительского рынка пересмотрели стратегии развития своего бизнеса, находятся в поиске новых возможностей для роста и сохранения бизнеса в условиях ослабленной санкциями экономике;
- снижается потребительская активность населения;
- падают продажи непродовольственных товаров, особенно товаров длительного пользования и дорогостоящих товаров;
- изменилась структура ассортимента продаж продуктов питания (увеличивается продажа товаров бакалейной группы, кондитерских изделий; уменьшается реализация свежих овощей и фруктов, охлажденного мяса, свежей рыбы и тд.);
- предприниматели «включают режим» жесткой экономии и пересматривают структуру издержек обращения;
- отказываются от выполнения непрофильных функций (сокращают внутрифирменное обучение персонала до минимума);
- сокращают персонал за счет внедрения различных систем гаджетов (селфс-чек-аут, промосервер и тд.);
- существенная доля продаж перемещается в интернет, а к 2023 году, по прогнозам, «on-line» продажи станут лидировать, пандемия явилась катализатором этой тенденции;
- торговые предприятия и предприятия питания укрупняются и объединяются в сети (поиск синергического эффекта);
- в регионе продолжают активно развиваться транснациональные и федеральные операторы с собственными стандартами организаций, по которым они и проводят обучение, а точнее просто разъясняют должностные обязанностей персоналу;
Исходя из вышесказанного, можно определить и основные тенденции развития среднего профессионального образования в сфере потребительского рынка:
1.Основной вектор деятельности системы профобразования должен быть направлен на синхронизацию направления образовательной деятельности по выработке необходимых компетенций у студентов с направлениями развития отрасли. Причем с учетом не только текущих потребностей бизнеса, но стратегических тенденций развития отрасли;
2.Введение в ФГОС СПО (федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования) условий для формирования «сквозных компетенций»:
- свободная ориентация в «on-line» пространстве;
- иностранный язык (предпочтительно английский и китайский);
- обучение с помощью дистанционных технологий и самообразование;
3.Необходимо систематически актуализировать программы дополнительного образования в сфере потребительского рынка в соответствии с изменениями в нормативно-правовой базе отрасли и новыми требованиями работодателей. Это позволит привлекать на обучение на курсах повышения квалификации и внешних потребителей образовательных услуг – линейный персонал и специалистов среднего звена несетевых предприятий торговли и общественного питания.
4.Социальное партнерство на современном этапе — это вовлечение социальных партнеров в полноценное сетевое взаимодействие. Для ГАПОУ СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум» важным социальным партнером является Ассоциация «Товароведы-менеджеры Екатеринбурга», взаимодействие с которой позволяет не только получать дополнительные экономические ресурсы, но и серьезно укрепляет имидж техникума в профессиональных кругах. Члены ассоциации активно участвуют не только в рецензировании и согласовании основных и дополнительных рабочих программ, но и принимают участи в разработке пакетов оценочных средств, принимают квалификационные экзамены, являются председателями ГЭК на защите выпускных квалификационных работ, выступают спонсорами и членами жюри конкурсов профессионального мастерства разных уровне, предоставляют торговые залы магазинов и предприятий питания для организации практических этапов олимпиад, поддерживают студентов техникума участников чемпионатов «Молодые профессионалы (WSR)», олимпиады для лиц с ОВЗ «Абилимпикс».
5.Внедрение в образовательный процесс профессиональных стандартов и прохождение процедуры профессионально – общественной аккредитации еще одно направление работы образовательных организаций. Президент ассоциации «Товароведов-менеджеров Екатеринбурга» Васькова Ольга Ивановна защитила статус эксперта по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, восемь работодателей получили сертификаты экспертов по проведению демонстрационного экзамена по методике WorldSkills Russia.
6.Помогают социальные партнеры повышать квалификацию преподавателей профессиональных дисциплин – приглашают к участию в совещаниях, семинарах, панельных дискуссиях по актуальным вопросам, дают возможность стажироваться в лучших предприятиях потребительского рынка Екатеринбурга и Свердловской области.
Сегодня можем говорить, что Ассоциация «Товароведов-менеджеров Екатеринбурга» является действительно активным участником образовательного и воспитательного процессов техникума и получают от этого взаимодействия определенные преференции:
- техникум согласует с социальными партнерами графики производственных практик и летнего трудового семестра с графиком отпусков линейного персонала, что позволяет без ущерба для качества обслуживания организовать работу предприятия;
- приглашают на работу студентов, которые хорошо показали себя во время производственной практики;
- имеют возможность повышать квалификацию работников на современном оборудовании, которым оснащены лаборатории техникума.
В завершении хотелось бы остановиться на прогнозе состояния рынка труда и востребованных профессиях и специальностях на потребительском рынке, который составлен на основании прогнозов АСИ, службы занятости региона, выступлений на вебинарах и профессиональных форумах.
На потребительском рынке будут востребованы:
- логисты электронной торговли,
- закупщики
- специалисты – оценщики
- специалисты по оценке качества товаров и услуг
- повар-кондитер
- официант
- Программы дополнительного образования:
- «электронный гражданин»;
- английский и китайский языки;
- программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации лиц пенсионного и предпенсионного возраста, в том числе и за счет бюджетных средств региона.
Главный результат деятельности системы профессионального образования и нашей образовательной организации – это успехи выпускников и наших социальных партнеров, которые развивают отраслевой бизнес, вносят вклад в укрепление экономических позиций региона.
Преподаватель высшей категории,
Заслуженный работник торговли О.Л.Дубанина